Задачи ЕГЭ по генетике

Задачи ЕГЭ по генетике

 

Таких задач в ЕГЭ по биологии пруд пруди. В части С всегда последнее задание — С5  — либо ДНК-РНК-белок, либо задача по генетике.

Поэтому нам надо разобраться со всеми каверзами подобных примеров.

 

Задача ЕГЭ по генетике №1

 

генетика

 

 

Записываем дано:

 

У нас 2 признака, поэтому эта задача  ЕГЭ по генетике на дигибридное скрещивание.

 

h — рецессивный ген гемофилии, сцеплен с Х-хромосомой, значит аллель будут выглядеть как Xh.

 

а-альбинизм, рецессивный признак, находится в аутосоме, значит, не связан с полом. Обозначаем просто как «а«.

 

Родители нормальные по этим двум признакам:

 

Генотип матери:   XHXHАА либо XHXhАа

 

Генотип отца: XHYАА либо XHYАа

 

а сын альбинос и гемофилик, т.е.  его генотип — XhYaa.  Xh сын мог унаследовать только от матери, т.к. отец не имел этого признака.
аа — по одному признаку от отца и от мамы, значит, оба родителя гетерозиготны по этому признаку:

 

отец —  XHYАа × XHXhАа — мать

 

составляем решетку Пеннета:

 

решетка Пеннета

а) Итого 12 генотипов:

 

Дочери:

 

  • XHXHАА — здоровая кровь, пигмент
  • XHXHАа — здоровая кровь, пигмент
  • XHXHаа — здоровая кровь, альбинос
  • XHXhАА — здоровая кровь, пигмент
  • XHXhАа — здоровая кровь, пигмент
  • XHXhааздоровая кровь, альбинос

 

Сыновья:

 

  • XHYАА  — здоровый, пигмент
  • XHYАа — здоровый, пигмент
  • XHYaа — здоровый, альбинос
  • XhYАA — больной, пигмент
  • XhYАa — больной, пигмент
  • XhYaa — больной, альбинос

б) 6 фенотипов:

  • девочка здоровая, пигмент
  • девочка здоровая, альбинос
  • мальчик здоровый, пигмент
  • мальчик здоровый, альбинос
  • мальчик больной, пигмент
  • мальчик больной, альбинос

 

в) Вероятность рождения мальчика альбиноса гемофилика 1 из 16

 

г) Здоровые девочки — 6 из 16

 

Это довольно сложная задача, т.к. здесь надо учитывать 2 признака. Она трудоемкая по подсчетам и надо очень внимательно прописывать генотипы. Но, все задачи по генетике имеют простой алгоритм решения:

 

  1. Обозначить признаки — большой буквой — доминантные, маленькой буквой — рецессивные
  2. Обозначить генотипы мужского и женского организмов (указать все возможные варианты)
  3. Расписать варианты гамет
  4. Составить решетку Пеннета

 

Бывают обратные  ЕГЭ по генетике — когда дан генотип гибрида, а определить нужно родителей. В этом случае надо обозначить то, что ребенок наследует признаки и от мужского, и от женского организма.

 

Задача ЕГЭ по генетике №2

 

задачи ЕГЭ по генетике

 

Дано:

 

  • А — длинные уши;
  • а — безухость;
  • Аа — короткие уши;
  • B — черная шерсть;
  • b — белая шерсть

 
Ответ:
 
P:
 

  • длинноухая черная овца, гетерозиготная по второму признаку:  ААBb;
  • короткоухий белый баран: Ааbb

 

составляем решетку Пеннета:

 

задачи ЕГЭ по генетике

 

F1:

 

  • AABb — длинноухий, с черной шерстью;
  • АаBb — короткоухий с черной шерстью;
  • ААbb —  длинноухий, с белой шерсткой;
  • Ааbb — короткоухий с белой шерстью;

 
Вероятность рождения безухих белых ягнят — 0%
 

Задача ЕГЭ по генетике №3

 

задачи ЕГЭ по генетике

 

Дано: 

 

А — гладкие семена

 

а — морщинистые

 

В — окрашенные

 

b — неокрашенные

 

Решение:

 

скрестили дигетерозиготное растение с рецессивным:

 

АаВb х ааbb

 

По сути это  — анализирующее скрещивание и соотношение в потомстве должно было бы быть 1:1:1:1. У нас наблюдается расщепление 1:1 (1500 : 1490) и маленькие числа, не попадающие под правило: 100 и 110.

 

Делаем вывод — гены сцеплены

Посмотрим на генотипы F1:

 

  • 1500 морщинистые окрашенные:  aB\\ab
  • 1490 гладкие неокрашенные:  Аb\\ab

 
Значит, генотипы родительских форм были:

Аb\\aB  x ab\\ab

 

Схема скрещивания:

 

 

 

Аb

aB

ab

Аb\\ab

1490 гладкие неокрашенные

aB\\ab

1500 морщинистые окрашенные


 
110 и 100 — результат кроссинговера
 
 
 

Обсуждение: "Задачи ЕГЭ по генетике"

  • Ольга:

    Здравствуйте, Лолита Витальевна! Помогите, пожалуйста, проверить задачу по генетике. Условие приблизительное (как помню):
    А — пурпурная окраска стебля; а — зелёная окраска стебля; B — расщеплённые листья; b — цельные листья.
    При скрещивании было получено: пурпурных расщеплённых — 210, пурпурных цельных — 70, зелёных расщеплённых — 71, зелёных цельных — 209. Определить генотипы родителей и потомства, тип скрещивания и закон, который проявляется.
    Правильно ли я понимаю, что это сцепленное наследование и анализирующее скрещивание? Ни какой другой закон не подходит. В третьем законе Менделя проявление рецессивных признаков минимальное, а тут оно наравне с доминантными. Да и к тому же: по цифрам равномерного расщепления не получается.

    • Лолита Окольнова:

      210:209:70:71 это примерно 3:3:1:1, ну или 3:1
      Значит, АаBb х Аabb
      НЕ анализирующее
      см. рисунок

      расщепление 3::1:1

  • Ольга:

    Проблема как раз в том, что гомозигот по рецессиву (т.е. зелёных цельных) должно получиться в примерно в ТРИ раза больше, чем зелёных расщепленных. Как-то так:
    A_B_ — 210
    A_bb — 70
    aaB_ — 71
    aabb — 209
    Если посмотреть расщепление по отдельным признакам, оно будет 1:1! 280 пурпурных : 280 зелёных; 281 расщеплённых : 279 цельных.
    Независимое наследование тут, по-моему, вообще не подходит.

    • Лолита Окольнова:

      Нужно точное условие. Чуть не так — уже вся задача меняется… вы уверены, что там именно такие признаки именно так обозначены?

      • Ольга:

        Да, именно так. Я точно помню, что считала расщепления по каждому отдельному признаку, и оно получалось примерно 1:1. Гомозигот по рецессиву точно было или 210, или 209. Я могла переставить местами цифры 209 и 210, 70 и 71, т.к. они похожи. Но это не меняет общий план задачи, которую я написала выше.
        Меня смущает тот факт, что авторы указали такие странные цифры. Зачем это различие на несколько единиц, если расщепление подразумевалось стандартное?

        • Лолита Окольнова:

          Нет, я имела в виду условие — описание признаков. Вы уверены. что правильно определили и обозначили их? А числа такие — норма, т.к. указаны растения. У них большое количество получающихся гибридов и редко получаются «ровные» соотношения. Как раз это — абсолютная норма. Смотрят примерное соотношение.

          • Ольга:

            Две аллели были указаны в тексте работы, я определила только две недостающие. Думаю, там сложно было ошибиться.

          • Лолита Окольнова:

            Эта задача?
            «У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой. Рассеченные листья контролируются доминантным геном, а цельнокрайные — рецессивным.
            При скрещивании двух сортов томата, один из которых имел пурпурный стебель и рассеченный лист, другой — зеленый стебель и рассеченный лист, было получено следующее потомство:
            350 растений с пурпурным стеблем и рассеченным листом;
            209 — с пурпурным , стеблем и цельнокрайным листом;
            71 — с зеленым стеблем, рассеченным листом;
            70 — зелёным стеблем и цельнокрайным листом.»

          • Лолита Окольнова:

            ну вот, смотрите схему:
            АаBb — перпурный рассеченный — 350 (210?)
            Ааbb — пурпурный цельный — 209
            ааBb — зеленый рассеченый (70)
            aabb — зеленый цельный
            Значит, P: АаBb х Аabb
            вид скрещивания — дигибридное. Закон — независимое наследование

          • Ольга:

            Нет, немного по-другому.
            Попробую сформулировать условие по памяти:
            Растение (не помню какое) может иметь пурпурную (A) или зеленую окраску и расщеплённые (B) или цельные листья. При скрещивании двух растений было получено 210 пурпурных расщеплённых, 70 пурпурных цельных, 71 зеленых расщеплённых и 209 зелёных цельных растения. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Определите тип (вид?) скрещивания. Какой закон наследования проявляется в данном случае? Объясните распределение фенотипов в полученном потомстве.

          • Ольга:

            Либо я что-то не понимаю, либо — Вы.
            Лолита, посмотрите внимательно на условие моей задачи. Вот таблица сравнения Вашего решения и требуемого по условию:
            http://i64.fastpic.ru/big/2014/0609/7f/d634e1cbd4d4ad3794dc12e59fdbdb7f.jpg

          • Лолита Окольнова:

            Ольга, важны не числа, а их соотношения. И генотипы с фенотипами. Давайте сделаем так — напишите, что именно вам не понятно в моем решении — генотипы, фенотипы или числа?

          • Ольга:

            Соотношение фенотипов A_B_:A_bb:aaB_:aabb у Вас получается 3:3:1:1, а по условию требуется 3:1:1:3

          • Лолита Окольнова:

            давайте внимательно разберем аллели:
            A — пурпурный
            а -зеленый
            В — расщепленный
            b — цельный
            получили 210 пурпурных расщепленных -> A_B_
            70 пурпурных цельных -> A_bb
            71 зеленых расщепленных -> ааB_
            209 зеленых цельных -> aabb
            при генотипах родителей AaBb и ААBb расщепление будет 9:3:3:1 — не подходит по нашему условию
            при генотипах ААBb и ааbb (анализирующее скрещивание) расщепление будет 1:1:1:1 — тоже не подходит.
            Если у нас будет гомозиготы хоть по одному признаку у обоих организмов, тоне будет 4 вариантов в потомстве…
            Вывод — что-то не так в условии… может у них ошибка. может у вас по-памяти что-то не так запомнилось…
            Мы с вами здесь рассмотрели все варианты

          • Ольга:

            Есть предположение, что это сцепленное наследование + анализирующее скрещивание. Т.е.:
            P: AaBb x aabb
            G: 37,5% AB; 12,5% Ab; 12,7% aB; 37,3% ab и 2 ab
            F: AaBb (210); Aabb (70); aaBb (71); aabb (209)
            Я тоже сначала подумала, что это ошибка, но сегодня на сайте reshuege.ru нашла похожую задачу. Вот здесь: http://bio.reshuege.ru/test?theme=180 Задача № 12076, про семена кукурузы. Там во втором скрещивании получается такое же расщепление 3:1:1:3.

          • Лолита Окольнова:

            Возможно… да, наверное здесь сцепленное наследование…

  • Вика:

    Добрый вечер,Лолита Витальевна! Если Вас не затруднит,помогите разобраться с задачей
    Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы,скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плод.Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов.Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2
    Признаки я установила
    жел.- а
    диск.-В
    бел.-А
    шар.-в
    Если в F1 все единообразны и фенотипу белые и дисковидные, то их родители будут иметь генотипы ааВВ -желт.диск и ААвв бел. шар. и потомки имеют генотип АаВв
    Может я не так пнимаю А вот дальше с анализирующим вообще ступор

    • Лолита Окольнова:

      Анализирующее скрещивание — это когда генотип особи не известен при доминантных признаках (фенотп), поэтому скрещивают с гомозиготной рецессивной. У вас получилось F1 = АаВв/ Если скрестить его с аавв, то будет расщепление 50%
      Вот здесь про анализирующее скрещивание: http://distant-lessons.ru/analiziruyushhee-skreshhivanie.html

  • Вика:

    Спасибо за помощь,но почему 50 % У нас расщепление идет по двум парам признаков,значит особь даст 4 типа гамет, а в результате скрещивания должно быть соотношение 1 : 1 : 1:1 Поясните почему АаВв даст два типа гамет Если испытуемая особь гомозиготна по одному и гетерозиготна по другому признаку (например, ААВЬ), то в потомстве образуются два фенотипических класса (АаВЬ и АаЬЬ) в соотношении 1:1, т. е. произойдет расщепление по гетерозиготному признаку. Р ААВЬ х aabb G (АВ) (АЬ) (аЬ) FaH АаВЬ АаЬЬ 1 : 1 У нас испытуемая особь гетерозиготна по двум признакам

    • Лолита Окольнова:

      когда дигетерозиготный организм, то расщепление по одному признаку 50% и по другому 50% — получается, как вы написали — 1:1:1:1

  • Вика:

    Добрый день! Спасибо Вам огромное, благодаря Вам мои сомнения развеялись.

    • Лолита Окольнова:

      я рада 🙂 пишите вопросы, если опять возникнут — все разберем! 🙂

  • Артем:

    Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков. Помогите пожалуйста для сравнения.

    • Лолита Окольнова:

      дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) — А_вв
      пурпурные цветки и колючие коробочки — А_В_
      В потомстве получены следующие фенотипы:
      — с пурпурными цветками и колючими коробочками — А_В_
      — с пурпурными цветками и гладкими коробочками — А_вв
      — с белыми цветками и колючими коробочками — ааВ_
      — с белыми цветками и гладкими коробочками — аавв
      Т.к. в F1 есть генотип аа, то генотип родителей: АаВ_ х Аавв, тогда
      с пурпурными цветками и колючими коробочками — А_В_ = Аавв
      Т.к. есть генотип вв, то Р: АаВв и с белыми цветками и колючими коробочками — ааВ_ = ааВв
      Соотношение генотипов: 1:1:1:1
      Характер -независимое наследование признаков (3-й закон Менделя)

  • artem:

    спасибо большое, а как установить характер наследования?

    • Лолита Окольнова:

      Добрый день! Характер наследования устанавливается по ресщеплению в потомстве

      • Артем:

        Здравствуйте, спасибо большое за помощь!!!. Пользуюсь вашим сайтом каждый день, и всем советую .

        • Лолита Окольнова:

          Спасибо большое за добрый отзыв! Очень приятно! 🙂

(Правила комментирования)