Задачи ЕГЭ по генетике
Задачи ЕГЭ по генетике
Таких задач в ЕГЭ по биологии пруд пруди. В части С всегда последнее задание — С5 — либо ДНК-РНК-белок, либо задача по генетике.
Поэтому нам надо разобраться со всеми каверзами подобных примеров.
Задача ЕГЭ по генетике №1
Записываем дано:
У нас 2 признака, поэтому эта задача ЕГЭ по генетике на дигибридное скрещивание.
h — рецессивный ген гемофилии, сцеплен с Х-хромосомой, значит аллель будут выглядеть как Xh.
а-альбинизм, рецессивный признак, находится в аутосоме, значит, не связан с полом. Обозначаем просто как «а«.
Родители нормальные по этим двум признакам:
Генотип матери: XHXHАА либо XHXhАа
Генотип отца: XHYАА либо XHYАа
а сын альбинос и гемофилик, т.е. его генотип — XhYaa. Xh сын мог унаследовать только от матери, т.к. отец не имел этого признака.
аа — по одному признаку от отца и от мамы, значит, оба родителя гетерозиготны по этому признаку:
отец — XHYАа × XHXhАа — мать
составляем решетку Пеннета:
а) Итого 12 генотипов:
Дочери:
- XHXHАА — здоровая кровь, пигмент
- XHXHАа — здоровая кровь, пигмент
- XHXHаа — здоровая кровь, альбинос
- XHXhАА — здоровая кровь, пигмент
- XHXhАа — здоровая кровь, пигмент
- XHXhаа— здоровая кровь, альбинос
Сыновья:
- XHYАА — здоровый, пигмент
- XHYАа — здоровый, пигмент
- XHYaа — здоровый, альбинос
- XhYАA — больной, пигмент
- XhYАa — больной, пигмент
- XhYaa — больной, альбинос
б) 6 фенотипов:
- девочка здоровая, пигмент
- девочка здоровая, альбинос
- мальчик здоровый, пигмент
- мальчик здоровый, альбинос
- мальчик больной, пигмент
- мальчик больной, альбинос
в) Вероятность рождения мальчика альбиноса гемофилика 1 из 16
г) Здоровые девочки — 6 из 16
Это довольно сложная задача, т.к. здесь надо учитывать 2 признака. Она трудоемкая по подсчетам и надо очень внимательно прописывать генотипы. Но, все задачи по генетике имеют простой алгоритм решения:
- Обозначить признаки — большой буквой — доминантные, маленькой буквой — рецессивные
- Обозначить генотипы мужского и женского организмов (указать все возможные варианты)
- Расписать варианты гамет
- Составить решетку Пеннета
Бывают обратные ЕГЭ по генетике — когда дан генотип гибрида, а определить нужно родителей. В этом случае надо обозначить то, что ребенок наследует признаки и от мужского, и от женского организма.
Задача ЕГЭ по генетике №2
Дано:
- А — длинные уши;
- а — безухость;
- Аа — короткие уши;
- B — черная шерсть;
- b — белая шерсть
Ответ:
P:
- длинноухая черная овца, гетерозиготная по второму признаку: ААBb;
- короткоухий белый баран: Ааbb
составляем решетку Пеннета:
F1:
- AABb — длинноухий, с черной шерстью;
- АаBb — короткоухий с черной шерстью;
- ААbb — длинноухий, с белой шерсткой;
- Ааbb — короткоухий с белой шерстью;
Вероятность рождения безухих белых ягнят — 0%
Задача ЕГЭ по генетике №3
Дано:
А — гладкие семена
а — морщинистые
В — окрашенные
b — неокрашенные
Решение:
скрестили дигетерозиготное растение с рецессивным:
АаВb х ааbb
По сути это — анализирующее скрещивание и соотношение в потомстве должно было бы быть 1:1:1:1. У нас наблюдается расщепление 1:1 (1500 : 1490) и маленькие числа, не попадающие под правило: 100 и 110.
Делаем вывод — гены сцеплены
Посмотрим на генотипы F1:
- 1500 морщинистые окрашенные: aB\\ab
- 1490 гладкие неокрашенные: Аb\\ab
Значит, генотипы родительских форм были:
Аb\\aB x ab\\ab
Схема скрещивания:
Аb |
aB |
|
ab |
Аb\\ab 1490 гладкие неокрашенные |
aB\\ab 1500 морщинистые окрашенные |
110 и 100 — результат кроссинговера
Здравствуйте, Лолита Витальевна! Помогите, пожалуйста, проверить задачу по генетике. Условие приблизительное (как помню):
А — пурпурная окраска стебля; а — зелёная окраска стебля; B — расщеплённые листья; b — цельные листья.
При скрещивании было получено: пурпурных расщеплённых — 210, пурпурных цельных — 70, зелёных расщеплённых — 71, зелёных цельных — 209. Определить генотипы родителей и потомства, тип скрещивания и закон, который проявляется.
Правильно ли я понимаю, что это сцепленное наследование и анализирующее скрещивание? Ни какой другой закон не подходит. В третьем законе Менделя проявление рецессивных признаков минимальное, а тут оно наравне с доминантными. Да и к тому же: по цифрам равномерного расщепления не получается.
210:209:70:71 это примерно 3:3:1:1, ну или 3:1
Значит, АаBb х Аabb
НЕ анализирующее
см. рисунок
Проблема как раз в том, что гомозигот по рецессиву (т.е. зелёных цельных) должно получиться в примерно в ТРИ раза больше, чем зелёных расщепленных. Как-то так:
A_B_ — 210
A_bb — 70
aaB_ — 71
aabb — 209
Если посмотреть расщепление по отдельным признакам, оно будет 1:1! 280 пурпурных : 280 зелёных; 281 расщеплённых : 279 цельных.
Независимое наследование тут, по-моему, вообще не подходит.
Нужно точное условие. Чуть не так — уже вся задача меняется… вы уверены, что там именно такие признаки именно так обозначены?
Да, именно так. Я точно помню, что считала расщепления по каждому отдельному признаку, и оно получалось примерно 1:1. Гомозигот по рецессиву точно было или 210, или 209. Я могла переставить местами цифры 209 и 210, 70 и 71, т.к. они похожи. Но это не меняет общий план задачи, которую я написала выше.
Меня смущает тот факт, что авторы указали такие странные цифры. Зачем это различие на несколько единиц, если расщепление подразумевалось стандартное?
Нет, я имела в виду условие — описание признаков. Вы уверены. что правильно определили и обозначили их? А числа такие — норма, т.к. указаны растения. У них большое количество получающихся гибридов и редко получаются «ровные» соотношения. Как раз это — абсолютная норма. Смотрят примерное соотношение.
Две аллели были указаны в тексте работы, я определила только две недостающие. Думаю, там сложно было ошибиться.
Эта задача?
«У томатов пурпурная окраска стебля доминирует над зеленой. Рассеченные листья контролируются доминантным геном, а цельнокрайные — рецессивным.
При скрещивании двух сортов томата, один из которых имел пурпурный стебель и рассеченный лист, другой — зеленый стебель и рассеченный лист, было получено следующее потомство:
350 растений с пурпурным стеблем и рассеченным листом;
209 — с пурпурным , стеблем и цельнокрайным листом;
71 — с зеленым стеблем, рассеченным листом;
70 — зелёным стеблем и цельнокрайным листом.»
ну вот, смотрите схему:
АаBb — перпурный рассеченный — 350 (210?)
Ааbb — пурпурный цельный — 209
ааBb — зеленый рассеченый (70)
aabb — зеленый цельный
Значит, P: АаBb х Аabb
вид скрещивания — дигибридное. Закон — независимое наследование
Нет, немного по-другому.
Попробую сформулировать условие по памяти:
Растение (не помню какое) может иметь пурпурную (A) или зеленую окраску и расщеплённые (B) или цельные листья. При скрещивании двух растений было получено 210 пурпурных расщеплённых, 70 пурпурных цельных, 71 зеленых расщеплённых и 209 зелёных цельных растения. Составьте схему решения задачи. Определите генотипы родителей и потомства. Определите тип (вид?) скрещивания. Какой закон наследования проявляется в данном случае? Объясните распределение фенотипов в полученном потомстве.
Либо я что-то не понимаю, либо — Вы.
Лолита, посмотрите внимательно на условие моей задачи. Вот таблица сравнения Вашего решения и требуемого по условию:
http://i64.fastpic.ru/big/2014/0609/7f/d634e1cbd4d4ad3794dc12e59fdbdb7f.jpg
Ольга, важны не числа, а их соотношения. И генотипы с фенотипами. Давайте сделаем так — напишите, что именно вам не понятно в моем решении — генотипы, фенотипы или числа?
Соотношение фенотипов A_B_:A_bb:aaB_:aabb у Вас получается 3:3:1:1, а по условию требуется 3:1:1:3
давайте внимательно разберем аллели:
A — пурпурный
а -зеленый
В — расщепленный
b — цельный
получили 210 пурпурных расщепленных -> A_B_
70 пурпурных цельных -> A_bb
71 зеленых расщепленных -> ааB_
209 зеленых цельных -> aabb
при генотипах родителей AaBb и ААBb расщепление будет 9:3:3:1 — не подходит по нашему условию
при генотипах ААBb и ааbb (анализирующее скрещивание) расщепление будет 1:1:1:1 — тоже не подходит.
Если у нас будет гомозиготы хоть по одному признаку у обоих организмов, тоне будет 4 вариантов в потомстве…
Вывод — что-то не так в условии… может у них ошибка. может у вас по-памяти что-то не так запомнилось…
Мы с вами здесь рассмотрели все варианты
Есть предположение, что это сцепленное наследование + анализирующее скрещивание. Т.е.:
P: AaBb x aabb
G: 37,5% AB; 12,5% Ab; 12,7% aB; 37,3% ab и 2 ab
F: AaBb (210); Aabb (70); aaBb (71); aabb (209)
Я тоже сначала подумала, что это ошибка, но сегодня на сайте reshuege.ru нашла похожую задачу. Вот здесь: http://bio.reshuege.ru/test?theme=180 Задача № 12076, про семена кукурузы. Там во втором скрещивании получается такое же расщепление 3:1:1:3.
Возможно… да, наверное здесь сцепленное наследование…
Добрый вечер,Лолита Витальевна! Если Вас не затруднит,помогите разобраться с задачей
Тыкву, имеющую жёлтые плоды дисковидной формы,скрестили с тыквой, у которой были белые шаровидные плод.Все гибриды от этого скрещивания имели белую окраску и дисковидную форму плодов.Какие признаки доминируют? Каковы генотипы родителей и потомства?Растение с каким генотипом надо выбрать, чтобы поставить анализирующее скрещивание? Какое при этом будет расщепление по генотипу и фенотипу в F2
Признаки я установила
жел.- а
диск.-В
бел.-А
шар.-в
Если в F1 все единообразны и фенотипу белые и дисковидные, то их родители будут иметь генотипы ааВВ -желт.диск и ААвв бел. шар. и потомки имеют генотип АаВв
Может я не так пнимаю А вот дальше с анализирующим вообще ступор
Анализирующее скрещивание — это когда генотип особи не известен при доминантных признаках (фенотп), поэтому скрещивают с гомозиготной рецессивной. У вас получилось F1 = АаВв/ Если скрестить его с аавв, то будет расщепление 50%
Вот здесь про анализирующее скрещивание: http://distant-lessons.ru/analiziruyushhee-skreshhivanie.html
Спасибо за помощь,но почему 50 % У нас расщепление идет по двум парам признаков,значит особь даст 4 типа гамет, а в результате скрещивания должно быть соотношение 1 : 1 : 1:1 Поясните почему АаВв даст два типа гамет Если испытуемая особь гомозиготна по одному и гетерозиготна по другому признаку (например, ААВЬ), то в потомстве образуются два фенотипических класса (АаВЬ и АаЬЬ) в соотношении 1:1, т. е. произойдет расщепление по гетерозиготному признаку. Р ААВЬ х aabb G (АВ) (АЬ) (аЬ) FaH АаВЬ АаЬЬ 1 : 1 У нас испытуемая особь гетерозиготна по двум признакам
когда дигетерозиготный организм, то расщепление по одному признаку 50% и по другому 50% — получается, как вы написали — 1:1:1:1
Добрый день! Спасибо Вам огромное, благодаря Вам мои сомнения развеялись.
я рада 🙂 пишите вопросы, если опять возникнут — все разберем! 🙂
Растение дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) скрестили с растением, имеющим пурпурные цветки и колючие коробочки. В потомстве получены следующие фенотипы: с пурпурными цветками и колючими коробочками, с пурпурными цветками и гладкими коробочками, с белыми цветками и колючими коробочками, с белыми цветками и гладкими коробочками. Определите генотипы родителей, потомства, возможное соотношение фенотипов. Установите характер наследования признаков. Помогите пожалуйста для сравнения.
дурман с пурпурными цветками (А) и гладкими коробочками (в) — А_вв
пурпурные цветки и колючие коробочки — А_В_
В потомстве получены следующие фенотипы:
— с пурпурными цветками и колючими коробочками — А_В_
— с пурпурными цветками и гладкими коробочками — А_вв
— с белыми цветками и колючими коробочками — ааВ_
— с белыми цветками и гладкими коробочками — аавв
Т.к. в F1 есть генотип аа, то генотип родителей: АаВ_ х Аавв, тогда
с пурпурными цветками и колючими коробочками — А_В_ = Аавв
Т.к. есть генотип вв, то Р: АаВв и с белыми цветками и колючими коробочками — ааВ_ = ааВв
Соотношение генотипов: 1:1:1:1
Характер -независимое наследование признаков (3-й закон Менделя)
спасибо большое, а как установить характер наследования?
Добрый день! Характер наследования устанавливается по ресщеплению в потомстве
Здравствуйте, спасибо большое за помощь!!!. Пользуюсь вашим сайтом каждый день, и всем советую .
Спасибо большое за добрый отзыв! Очень приятно! 🙂