Третий закон Менделя

В предыдущих законах — в законе единообразия и законе расщепления мы рассматривали наследование одного признака.

 

Третий закон Менделя описывает наследование двух признаков.

 

закон расщепления

 

Дигибридное скрещивание — скрещивание особей с двумя парами признаков (2 аллели).

 

1-й признак обозначается одной буквой, например, А — черная шерсть, а — светлая шерсть у собаки.

 

2-й признак — длинна шерсти — В — длинная шерсть, b — короткошерстная.

 

В своих работах Мендель показал закон на таком примере: скрестили две гетерозиготные особи: AaBb ×AaBb:

 

AABB × aabb   (черная длинношерстная и беленькая с короткой шерстью)

 

Какие в этом случае образуются гаметы? Обратите внимание — В КАЖДОЙ ГАМЕТЕ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ОБА ПРИЗНАКА!

 

Варианты гамет особи: AB, Ab, aB и ab

 

Распишем образовавшиеся особи по генотипу и фенотипу: AABB — черная длинношерстная — 1 шт;

 

AABb — черная длинношерстная — 2 шт;

 

AaBB — черная длинношерстная — 2 шт;

 

AaBb — черная длинношерстная — 4 шт;

 

Обратите внимание — у нас уже 4 разных генотипа дают 1 фенотип!

 

ААbb — черная с короткой шерстью — 1 шт;

 

Aabb — черная с короткой шерстью — 2 шт;

 

ааBB — белая длинношерстная — 1 шт;

 

ааBb — белая длинношерстная — 2 шт;

 

aabb — белая с короткой шерстью — 1 шт.

 

Итого у нас получилось 16 особей:

 

черные длинношерстные — 9 шт;

 

черные с короткой шерстью — 3 шт;

 

белая длинношерстная — 3 шт;

 

белая с короткой шерстью — 1 шт.

 

Расщепление по фенотипу: 9 : 3 : 3 : 1

 

Если  полученные Г. Менделем результаты рассмотреть отдельно по каждому признаку (цвету и форме), то по каждому из них будет сохраняться соотношение 3:1, характерное для моногибридного скрещивания. Отсюда Г. Мендель заключил, что при дигибридном скрещивании гены и признаки, за которые эти гены отвечают, сочетаются и наследуются независимо друг от друга. Этот вывод получил название закона независимого наследования признаков — третий закон Менделя.

 

Основным условием закона является несцепленность генов — т.е. они располагаются в разных хромосомах (!)

 

При составлении такой решетки Пеннета (5×5) и определении признаков надо быть внимательным — при подсчете легко ошибиться, но на экзамене не стоит тратить на это время. Третий закон дает простую формулу:  наличие двух признаков и гетерозиготных особей — дает 16 потомков с расщеплением по фенотипу 9 : 3 : 3 : 1.

 

Если комбинации другие, то надо, конечно, считать, и считать очень внимательно!

 третий закон Менделя
 


 

  •  в ЕГЭ это вопрос A7 — Генетика, ее задачи, основные генетические понятия
  • А8 —  Закономерности наследственности. Генетика человека
  • С6 — задачи по генетике

 


 

Основы генетики

1. Генотип дигетерозиготного организма:
2. Все гены данного организма - это:
3. Аллельные гены находятся в:
4. Расщепление в поколении, полученном при скрещивании гетерозиготной особи с гомозиготной рецессивной:
5. Кодоминирование -это:
6. Метод, применяемый Менделем:
7. Однояйцевые близнецы представляют интерес для науки, т.к.:
8. Укажите генотип особей для анализирующего скрещивания:
9. Описанию "скрестили два организма -один дигетерозиготный, другой - рецессивный по всем признакам"соответствует обозначение:
10. Самоопыление у растений используют для:

 
 
 

Обсуждение: "Третий закон Менделя"

  • Ольга:

    Лолита, скажите пожалуйста, а можно ли записывать расщепления по фенотипу и генотипу отдельно для каждого признака? Например, нас в школе учили такой записи ответа:
    по цвету шерсти: по ф/т: 3:1 (12 черн., 4 светл.); по г/т: 1:2:1 (4 гомозиг. по домин., 8 гетерозиг., 4 гомозиг. по рецес.);
    по длине шерсти: по ф/т: 3:1 (12 длин., 4 кор.); по г/т: 1:2:1 (4 гомозиг. по домин., 8 гетерозиг., 4 гомозиг. по рецес.).
    Просто если, допустим, признаков не два а больше, то сваливать их все в одну кучу будет ОЧЕНЬ не удобно, и легко запутаться. К тому же при разделении на признаки нагляднее просматривается независимое наследование. Но можно ли так делать?
    А вообще, придираются ли эксперты ЕГЭ к оформлению задачи? Наша учительница по биологии всегда очень жестко этого требовала и снижала оценки если, например, не напишешь в условии «Дано (ген-признак):» или не распишешь типы гамет.

    • Лолита Окольнова:

      Как вы решаете — это экзаменаторам не очень важно. Важно, что вы пишите после слова «ОТВЕТ»…
      От того, распишите ли вы правильно гаметы, зависит решение задачи, все остальное — необязательно.
      Важно, чтобы вы давали ответ именно на поставленный вопрос, а не расписывали все, что знаете по теме «генетика» 🙂

      • Ольга:

        Спасибо большое за ответ! Вы меня успокоили:)

(Правила комментирования)