Окислительно-восстановительные реакции

И снова пост об овр, или

 

окислительно-восстановительных реакциях.

 

Снова, потому что раньше уже писала об этом здесь, здесь и вот здесь

 

Хочу рассмотреть с вами вот такой пример: ЕГЭ 2012 часть С задание 1:

 

K2CrO4 + HCl = CrCl3 + … + … + H2O

 

Меня часто спрашивают, можно ли такую реакцию уравнять обычным способом для овр — по атомам…

 
Наверное, можно… но это будет 1) долго,
2) не всегда удается правильно подобрать таким образом продукты реакции.
 

Намного лучше (это не просто мое личное мнение, а опыт, подтвержденный результатами учеников) — метод полуреакций.

 

Давайте разберем по порядку как решаются такие уравнения:

 

(Сразу условимся — заряд ионов я буду писать в скобках)

 

1) определяем участников окислительно-восстановительной реакции:

 
Сr(6+) стал Cr(3+). Cтепень окисления хрома понизилась, т.е. он восстановился. Следовательно, второй участник реакции должен окислиться.
 

Сl находится в минимальной степени окисления -1, если он окислится, то станет Сl2.

 
2) Записываем процессы окисления и восстановления для каждого участника реакции в ионной форме с учетом среды (HCl — кислая среда)
 

2|  СrO4(2-) + 8H(+) +3e(-)          =          Cr(3+) + 4H2O

3|  2Cl(-)              -2e(-)                 =          Cl2

 


3) Выписываем реагенты и продукты реакции с учетом коэффициентов:

 

2СrO4(-2) + 16H(+) + 6Cl(-) = 2Cr(3+) + 8H2O + 3Cl2

 

4) Дописываем каждому иону недостающую часть:

 


2СrO4(-2) + 16H(+) + 6Cl(-) = 2Cr(3+) + 8H2O + 3Cl2

+4K(+)                     +10Cl(-) = +4K(+) + 10Cl(-)
_____________________________________________
2K2CrO4 + 16HCl = 2CrCl3 + 3Cl2 + 4KCl + 3Cl2

 

А теперь  — маленький совет, который сэкономит вам уйму времени на экзамене:

 

Допустим, вы прошли все пункты 1-3 и, дописывая ионы к полученному уравнению, понимаете, что они не сходятся. Ошибка!

 

Так вот, ни в коем случае не ищите ошибку в ходе решения. Вы еще больше запутаетесь, начеркаете и потеряете много драгоценного экзаменационного времени!

 

Берете чистый лист бумаги и решаете все с самого начала.  И не ищите, где именно вы ошиблись  — не тратьте впустую время. Обычно это обычные описки или ошибки по невнимательности. Где-то коэффициент потеряли, где-то степень окисления попутали, электроны неправильно посчитали… Повторю — главное, не исправляйте на том же листе, на котором решали в первый раз.

 

Когда меня просят посмотреть где закралась ошибка, я делаю ровно то же самое — беру лист чистой бумаги и решаю все с самого начала.

 
 

Обсуждение: "Окислительно-восстановительные реакции"

  • Вот бы мне такие уроки в свое время.

  • Помню очень помучался и я в свое время с этими реакциями. Хорошо, что сейчас в интернете можно многое узнать. Я тут, правда, сразу бы не разобрался. Хотя сам факт написания такой стаьи — уже подвижничество с моей точки зрения.

(Правила комментирования)