Биосоциальная природа человека
Человек – существо биосоциальное, а значит подчинено законам двух миров: мира биологического и мира социального.
Человек, в отличие от животного, живет одновременно в этих двух мирах, а не в одном, природном.
Но чего же в нас больше? И в чем природа биосоциальности человека?
Биологического в человеке достаточно много — это:
- анатомия и физиология: кровеносная, мышечная и нервная системы; потребность в сне, еде, движении;
- и самое интригующее — наши инстинкты.
Социального в человеке также не мало:
- человек неразрывно связан с обществом и становится самим собой только при этой неразрывной связи;
- активная и пассивная речь;
- мышление;
- способность к целенаправленной деятельности;
- сознание и разум;
- и (венец всего) — творчество.
Таким образом, можно выделить основные отличия человека от животного: человеческая речь, сознание, способность производить орудия труда и творческая активность
Процесс индивидуального развития человека основан на накоплении биологической и социальной информации.
Биологическая информация отбиралась и сохранялась в процессе эволюции, она зафиксирована в виде генетической информации ДНК. Благодаря этой информации в индивидуальном развитии человека складывается уникальный комплекс структурных и функциональных признаков, отличающих человека от других живых существ. Второй вид информации представлен сумой знаний умений навыков (ЗУН), которые создаются, сохраняются и используются поколениями людей в процессе становления человеческого рода. Освоение этой информации происходит в ходе развития, воспитания и обучения индивида в течение всей его жизни.
Отметим очень важную вещь:
наследуются не речь, мышление, действия, а лишь потенциальная возможность их последующего приобретения и развития
Генетические возможности реализуются лишь при условии, что ребенок воспитывается в определенных условиях, с наглядным примером того или иного поведения, иначе говоря если с ним занимаются и общаются.
История о Маугли из одноименной сказки Р. Киплинга, о возвращении человеческого детеныша в свою стаю – это всего лишь миф, красивая сказка, не имеющая под собой ничего общего с реальной жизнью.
Ребенок лишенный человеческого общения в ранние (сензитивные) периоды своего развития навсегда утрачивает многие возможности и способности своего становления.
Если пропустить сензитивный период развития той или иной психической функции – потери будут практически невосполнимы.
Современный человек — это продукт взаимодействия биологических и социальных факторов.
Очень наглядно сочетание и взаимодействие биологического и социального в человеке показывает пирамида потребностей А. Маслоу.
Мы видим, что базовые, биологические, животные потребности находятся в основании пирамиды, являясь ее базисом. Потребности социальные (любовь, общение, познание и самореализация) идут вверх по нарастающей, чем выше духовно и нравственнее развитее находится человек, тем более высокую ступень реализации своих потребностей он занимает. Но стоит учитывать, что без удовлетворения низших потребностей (сон, еда, движение) невозможно движение вверх.
Таким образом, без биологической составляющей не возможно появление Homo, но без общества, без социума, невозможно становление человека как Homo Sapiens.
В завершение хочется отметить, что и в животном мире встречается много социальных моментов. Изучение социального поведения среди животных – это прежде всего изучение сотрудничества между особями.
Не все виды животных умеют «сотрудничать». Так мотыльки, прилетевшие на свет и крутящиеся вокруг него скорее всего просто привлечены ярким источником, их поведение разрозненно, а не едино. Но например скворцы перед своей ночёвкой, совершают некие «полуобрядные» маневры в воздухе, следуя друг за другом в правильном порядке, что похоже на сверхъестественное общение.
Самым ярким типом социального сотрудничества между особями является привлечение одной особи другой, а также драки, брачные игры и «общение» в процессе всего этого представителей животного мира.
Так же отметим, что у животных существует и разделение труда: как правило, самец охотится, самка – охраняет потомство, но иногда бывает и наоборот, а иной раз партнеры сменяют друг друга.
Но самым ярким и любимым примером социальности среди животных представляют собой, конечно же, дельфины!
Учеными доказано, что звуки, которые издают эти млекопитающие, являются средством общения между ними!