Речь и сознание
Особенности высшей нервной деятельности человека.
В начале 20 в Павлов доказал, что закономерности формирования и торможения условных рефлексов у человека и животных одинаковы.
Однако сам Павлов говорил и о том, что все особенности высшей нервной деятельности невозможно уложить в рамки условных рефлексов
Речь и сознание
Простой пример: если в клетку с обезьяной подвесить банан, то первое время обезьяна будет активно пытаться его достать. Однако, если в уголке этой же клетки аккуратно сложить ящики, то через некоторое время обезьяна начнет передвигать их, построит возвышение и заберет вожделенный банан.
Описывая этот опыт, Павлов сделал вывод — это уже НЕ условный рефлекс
Это формирование знаний, каких-то навыков на основе имеющихся представлений о предметах окружающего мира
Тогда в биологию был введен термин — “Рассудочная деятельность”
Рассудочная деятельность — высшая форма приспособления к условиям окружающей среды
Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения.
Рассудочная деятельность характерна не только для человека, но и для других животных с высокой степенью развития головного мозга.
Пример: перед лисицей в блинную полую трубу поместили миску с пищей. Сначала ее поставили прямо перед животным, потом затянули миску внутрь трубы.
В первую минуту животное растеряется. Но буквально после пары манипуляций она уже сообразит, в чем дело.
В следующий раз, как пищу опять втянут в трубу, она обежит ее и будет ждать с другого конца.
Это явно не рефлекс. Это пример рассудочной деятельности.
Что отличает рассудочную деятельность человека (Homo Sapiens) от рассудочной деятельности других животных?
Мышление
Мышление — высшая степень познания, процесс опосредованного отражения субъективной действительности, установление связей между познавательными процессами.
Для того, чтобы более детально понять, что такое мышление, обратимся к двум типам сигнальных систем.
Первая сигнальная система осуществляется с помощью анализаторов:
- восприятие запахов — обоняние;
- восприятие звуков — слух;
- восприятие зрительных образов — зрение;
- тактильное восприятие — осязание;
- химическое восприятие — вкус
Все, кроме речи.
Речь, ее восприятие, и собственно, способность говорить — это и есть вторая сигнальная система.
Человек отличается от животных именно наличием двух сигнальных сисем
Речь называют материальной основой мышления.
Внутренняя речь, это не отсутствие “звуковой” речи. Мы (люди), часто думаем “в уме” — производим вычисления, решаем какие-то логические цепочки, да и просто ведем какой-то внутренний монолог.
Эта внутренняя речь может быть не такой четкой, как внешняя, она зачастую ассоциативная, образная, но она есть.
С появлением письменности внешняя речь стала подразделяться на:
- устную речь и
- письменную речь
Письменная речь очень четкая, продуманная и целевая.
Устная — использует не такой обширный словарный запас, как письменная и обладает простыми конструкциями предложений.
Устная речь делится на:
- диалогическую (два или более участников беседы);
- монологическая — речь произносит один человек;
- аффективная речь — передача эмоций (очень слабая по содержанию, основная цель — донести чувства);
Основные функции речи:
- общение, коммуникация; экспрессия чувств;
- мышление:
сигнальная — передать значение предмета или явления;
обобщающая — обозначение какого-либо понятия
Именно эта обобщающая функция очень важна при развитии нашего мышления.
Речь человека определяется уровнем развития не только его мозга, но и личности.