Эмоции и память

У человека ко всему, что его окружает, есть свое отношение.

 

Смотря фильм, слушая музыку, читая книгу,  общаясь с окружающими, человек ощущает эмоции.

 


 

Если перевести это на язык биологических терминов, то

 

эмоции — это субъективные реакции человека на воздействие внутренних и внешних раздражителей, отражающие в форме переживаний их личную значимость для субъекта и проявляющиеся в виде удовольствия или неудовольствия.

 

По сути это соответствие какой-либо потребности с возможностью ее выполнения, реализации.

 

эмоции и память

 

Потребности:

 

  • витальные — т.е. физиологические (еда, отдых, сон);
  • социальные — общение с окружающими людьми, работа как эффективное взаимодействие и т.д.
  • творческие — увлечения, активность помимо работы.

 

Любая эмоция сопровождается активацией нервной системы и выделением биологически активных веществ — гормонов.

 

Яркий пример — известный даже тем, кто не знает биологию, — выделение адреналина — гормон «страха»

 

Мы волнуемся, переживаем или боимся чего-то — эти эмоции соответствуют выделению в кровь этого гормона.

 

Есть и чисто внешние физиологические проявления, которые в быту звучат так:

 

«от ужаса волосы дыбом встали»

«от страха ударило в пот«;

«по спине побежали мурашки»;

«от радости сердце зашлось»

— буквально соответствуют действительности;
 

Появление этих реакций связано с активностью коры полушарий головного мозга человека и  промежуточного мозга.

 

Помимо этого есть яркие проявления эмоций в мимике и жестикуляции.

 

Именно они придают эмоциональную окраску тому. что человек говорит.

 

Эмоции межнациональны. 

 

Агрессию, возмущение, удивление, радость, страх мы понимаем без слов.

 

Человек не может влиять на появление  эмоций, но он может контролировать мимику и жесты, может «Отрегулировать» интенсивность голоса и интонации. Вы быту, опять же, мы говорим «не давать волю чувствам \ эмоциям».

 

Самообладание — умение человека контролировать внешние проявления чувств. Появляется в процессе воспитания и накопления жизненного опыта.

 

Память

 

Память — это комплекс процессов, которые протекают в центральной нервной системе и направлены на сохранение, накопление и воспроизведение различной информации.

 

Что лежит в основе физиологии памяти?

 

Изучить до конца, детально разобрать ответ на этот вопрос физиологи пока не смогли…

 

Но некоторые основы все же можно выделить:

 

  • координируют память лобные доли головного мозга;
  •  за слуховую (аудитивную) память отвечают височные доли;
  • за зрительную (визуальную) — затылочная;
  • за двигательную — мозжечок;
  • все отделы связаны между собой нервными связями;

 

Работа этих отделов рефлекторна и циклична

 
Когда нервный импульс «проходит» по коре головного мозга. то возникает след памяти. Это специфические вещества. которые возникают именно в этих нервных цепочках. Эти следы хранятся в коре больших полушарий. Как долго хранится?
 

Это зависит от видов памяти

 

  • кратковременная память — длится в течение 30 секунд и может запомнить ограниченное количество символов (7);
  • больше 30 секунд, возникают определенные цепочки;

 

Еще память подразделяется на:

 

  • двигательную — лежит в основе получения самых разных навыков;
  • образную — помогает запоминать лица, звуки, запахи и т.д.
  • эмоциональную — она прочно сохраняет пережитые эмоции, чувства;
  • словесную — запоминание и воспроизведение слов;

 
Есть еще один вид классификации:
 

  • непрозвольная память — то, что запоминается независимо от нашего желания (развита у маленьких детей);
  • произвольная — то, что мы стараемся выучить, запомнить наизусть ( развивается с помощью родителей, учителей, с помощью домашних заданий).

 

Память можно и нужно тренировать

 
 
 

Обсуждение: "Эмоции и память"

(Правила комментирования)