Окислительно-восстановительные реакции
И снова пост об овр, или
окислительно-восстановительных реакциях.
Снова, потому что раньше уже писала об этом здесь, здесь и вот здесь…
Хочу рассмотреть с вами вот такой пример: ЕГЭ 2012 часть С задание 1:
K2CrO4 + HCl = CrCl3 + … + … + H2O
Меня часто спрашивают, можно ли такую реакцию уравнять обычным способом для овр — по атомам…
Наверное, можно… но это будет 1) долго,
2) не всегда удается правильно подобрать таким образом продукты реакции.
Намного лучше (это не просто мое личное мнение, а опыт, подтвержденный результатами учеников) — метод полуреакций.
Давайте разберем по порядку как решаются такие уравнения:
(Сразу условимся — заряд ионов я буду писать в скобках)
1) определяем участников окислительно-восстановительной реакции:
Сr(6+) стал Cr(3+). Cтепень окисления хрома понизилась, т.е. он восстановился. Следовательно, второй участник реакции должен окислиться.
Сl находится в минимальной степени окисления -1, если он окислится, то станет Сl2.
2) Записываем процессы окисления и восстановления для каждого участника реакции в ионной форме с учетом среды (HCl — кислая среда)
2| СrO4(2-) + 8H(+) +3e(-) = Cr(3+) + 4H2O
3| 2Cl(-) -2e(-) = Cl2
3) Выписываем реагенты и продукты реакции с учетом коэффициентов:
2СrO4(-2) + 16H(+) + 6Cl(-) = 2Cr(3+) + 8H2O + 3Cl2
4) Дописываем каждому иону недостающую часть:
2СrO4(-2) + 16H(+) + 6Cl(-) = 2Cr(3+) + 8H2O + 3Cl2
+4K(+) +10Cl(-) = +4K(+) + 10Cl(-)
_____________________________________________
2K2CrO4 + 16HCl = 2CrCl3 + 3Cl2 + 4KCl + 3Cl2
А теперь — маленький совет, который сэкономит вам уйму времени на экзамене:
Допустим, вы прошли все пункты 1-3 и, дописывая ионы к полученному уравнению, понимаете, что они не сходятся. Ошибка!
Так вот, ни в коем случае не ищите ошибку в ходе решения. Вы еще больше запутаетесь, начеркаете и потеряете много драгоценного экзаменационного времени!
Берете чистый лист бумаги и решаете все с самого начала. И не ищите, где именно вы ошиблись — не тратьте впустую время. Обычно это обычные описки или ошибки по невнимательности. Где-то коэффициент потеряли, где-то степень окисления попутали, электроны неправильно посчитали… Повторю — главное, не исправляйте на том же листе, на котором решали в первый раз.
Когда меня просят посмотреть где закралась ошибка, я делаю ровно то же самое — беру лист чистой бумаги и решаю все с самого начала.
Вот бы мне такие уроки в свое время.
Помню очень помучался и я в свое время с этими реакциями. Хорошо, что сейчас в интернете можно многое узнать. Я тут, правда, сразу бы не разобрался. Хотя сам факт написания такой стаьи — уже подвижничество с моей точки зрения.