Обучение и мозг

Обучение  и мозг

 
обучение и мозг

 

 Автор статьи — Мрия Щербакова

 

 

Так уж вышло, что человек учится на протяжении всей своей жизни.

 

Всем хорошо известно, что наивысший период обучения, формирования новых нейронных связей, столь необходимых для развития и совершенствования мозговой деятельности человека, происходит в детстве.

 

Только подумайте, что в период до 3 лет, человек, ребенок, до этого момента, со своего рождения, не умевший ничего, учится говорить, слышать, понимать, запоминать огромное количество слов и предметов, учится строить логические связи, участвует в незнакомых ему взаимоотношениях, словом — познает мир. Человек учится читать, т.е. попросту говоря, изучает раз и навсегда, в совершенстве, родной язык. И все это – работа головного мозга!

 

Мозг человека формировался в течение миллионов лет, в процессе непрерывно меняющихся условиях окружающего природного и социального мира происходило его развитие и адаптация.

 

Мозг человека по своей природе социален, потому что только в социуме возможно полноценное его становление и развитие. Работа мозга очень сложна, его структура совершенна и способна на все: ощущение мира, мышление, память, воображение, речь, контроль деятельности всех структур всего организма. Попросту говоря, мозг отвечает за все, от контроля жизнедеятельности (дыхание, пищеварение, движение) организма, до создания нового языка, культуры, цивилизации. Для столь сложной деятельности необходимо множество условий, главным из которых является непрерывная связь систем друг с другом, сбалансированность и интегрированность их работы.

 

Неврологи считают, что обучение, формирование памяти происходит за счет усиления и ослабления нейронных связей между клеткам головного мозга. Нейроны – главные труженики мозга, все они взаимосвязаны друг с другом, но для их функционирования им необходимо питание и поддержка от других клеток.

 

 Обрабатывает информацию и воспринимает новое мозг с невероятной скоростью, доли секунд хватает ему, что бы узнать знакомое лицо в толпе, запомнить и отложить (обработать) новый стимул в кладовую памяти. Мозг отвечает за все функции жизнедеятельности организма, благодаря ему мы можем воспринимать окружающий мир и взаимодействовать с ним. Информация, которую мы воспринимаем, сохраняется, и при необходимости ее можно использовать многократно.

 

Способность человека устанавливать ассоциативные связи (связь между новым и уже усвоенным) помогает в сортировке информации, что служит ее уплотнению, лучшему сохранению, а затем и воспроизведению в нужный момент времени. Понятно дело, что сейчас мы говорим о памяти и мышлении человека.

 

Память человека условно делится на кратковременную и долговременную.

 

Отличаются они просто: по времени хранения информации и по объему.

 

  • Кратковременна  память хранит небольшой объем информации, если оная не является важной, т.е. человек к ней не возвращается, то мозг быстренько от нее избавляется.

 

Благодаря этому память «не засоряется» ненужной информацией. Кратковременная память очень важна, во-первых, она участвует в повседневной жизни человека, контролируя весь процесс его деятельности, а во-вторых, она сортирует информацию, которую можно забыть и которую надо сохранить и передать в долговременную.

 

  • Долговременная память хранит информацию в течении длительного периода времени. Долговременная память – это наши знания, наш опыт, наше мировоззрение, наша жизнь. Долговременная память тем лучше, чем больше она заполнена. Иными словами ее нельзя переполнить, место для хранения информации есть всегда, было бы желание обучаться и самосовершенствоваться!

 

Обучение человека сложный и удивительный процесс.

 

Главная особенность этого процесса, заключается в накоплении и передаче опыта, от прадедов к потомкам. Животный мир может передавать опыт только от родителя к детенышу, и опыт это связан с питанием и выживанием. Человек передает своим потомках не только способы выживания, он учит его языку, культуре, совершенствованию, и главное: человек  говорит не только о том что видел и знал, но и о том, что не видал, о том, о чем только слышал или  читал.

В заключении давайте отметим несколько особенностей работы мозга:

  1. Единожды мозг выполняет только одну задачу, если человек делает несколько дел одновременно, особенно если эти дела – интеллектуальные, то мозг вынужден постоянно переключаться с одного процесса на другой, в итоге страдают оба.
  2. Для решения сложных задач больше подходит время, когда мозг только что проснулся и отдохнул. Так жаворонки более эффективны в утреннее время, тогда как совы в более поздние часы. Однако как бы парадоксально это не звучало, наиболее оригинальные идей, творческие, к нам приходят, когда мозг устал и утомлен, например после трудного рабочего дня, в душе. Или ночью, во сне, как у Менделеева.
  3. Сон помогает закрепить нашему мозгу информацию. Именно поэтому человеку необходим 8 часовой сон, а дневные сон-часы тоже идут в пользу, а не во вред. И именно поэтому в ночь перед экзаменами необходимо поспать, для того, что бы отложилось и запомнилось хоть что-то, для того чтобы мозг мог уложить и обработать информацию.
  4. Зрение дает нам 80% информации. Это факт. Услышанное запоминается в лучшем случае на половину (а чаще лишь на 10%), увиденное – на 65-70 %
  5. Тренировки, обучение и повторение улучшают работу головного мозга.

 

Итак, мозг – сложнейшая и совершеннейшая структура, однако и его работа зависит от функционирования и чувствования организма в целом.

 

Не зря говорят, что в здоровом теле – здоровый дух.

 

Здоровья Вам!

 

Обсуждение: "Обучение и мозг"

(Правила комментирования)