Речь и сознание

Особенности высшей нервной деятельности человека.

 

В начале 20 в Павлов доказал, что закономерности формирования и торможения условных рефлексов у человека и животных одинаковы.

 

Однако сам Павлов говорил и о том, что все особенности высшей нервной деятельности невозможно уложить в рамки условных рефлексов

 


речь и сознание

 

Речь и сознание

 

Простой пример: если в клетку с обезьяной подвесить банан, то первое время обезьяна будет активно пытаться его достать. Однако, если в уголке этой же клетки аккуратно сложить ящики, то через некоторое время обезьяна начнет передвигать их, построит возвышение и заберет вожделенный банан.

 

Описывая этот опыт, Павлов сделал вывод — это уже НЕ условный рефлекс

 

Это формирование знаний, каких-то навыков на основе имеющихся представлений о предметах окружающего мира

 

Тогда в биологию был введен термин — “Рассудочная деятельность”

 

Рассудочная деятельность — высшая форма приспособления к условиям окружающей среды

 

Благодаря ей можно не только приспособиться к внешним условиям или к их изменениям, но и предвидеть эти изменения.

 

Рассудочная деятельность характерна не только для человека, но и для других животных с высокой степенью развития головного мозга.

 

Пример: перед лисицей в блинную полую трубу поместили миску с пищей. Сначала ее поставили прямо перед животным, потом затянули миску внутрь трубы.

 

В первую минуту животное растеряется. Но буквально после пары манипуляций она уже сообразит, в чем дело.

 

В следующий раз, как пищу опять втянут в трубу, она обежит ее и будет ждать с другого конца.

 

Это явно не рефлекс. Это пример рассудочной деятельности.

 

Что отличает рассудочную деятельность человека (Homo Sapiens) от  рассудочной деятельности других животных?

 

Мышление

 

Мышление — высшая степень познания, процесс опосредованного отражения субъективной действительности, установление связей между познавательными процессами.

 

Для того, чтобы более детально понять, что такое мышление, обратимся к двум типам сигнальных систем.

 

Первая сигнальная система осуществляется с помощью анализаторов:

  • восприятие запахов — обоняние;
  • восприятие звуков — слух;
  • восприятие зрительных образов — зрение;
  • тактильное восприятие — осязание;
  • химическое восприятие — вкус

 

Все, кроме речи.
 

Речь, ее восприятие, и собственно, способность говорить  — это и есть вторая сигнальная система.

 

Человек отличается от животных именно наличием двух сигнальных сисем

 

Речь называют материальной основой мышления.

 речь и сознание

Внутренняя речь, это не отсутствие “звуковой” речи. Мы (люди), часто думаем “в уме” — производим вычисления, решаем какие-то логические цепочки, да и просто ведем какой-то внутренний монолог.

 

Эта внутренняя речь может быть не такой четкой, как внешняя, она зачастую ассоциативная, образная, но она есть.

 

С появлением письменности внешняя речь стала подразделяться на:

  • устную речь и
  • письменную речь

Письменная речь очень четкая, продуманная и целевая.

Устная — использует не такой обширный словарный запас, как письменная и обладает простыми конструкциями предложений.

 

Устная речь делится на:

  • диалогическую (два или более участников беседы);
  • монологическая — речь произносит один человек;
  • аффективная речь — передача эмоций (очень слабая по содержанию, основная цель — донести чувства);

 

 

Основные функции речи:
 

  • общение, коммуникация; экспрессия чувств;
  • мышление:
    сигнальная — передать значение предмета или явления;
    обобщающая — обозначение какого-либо понятия

 
Именно эта обобщающая функция очень важна при развитии нашего мышления.
 
 

Речь человека определяется уровнем развития не только его мозга, но и личности.

 
 
 

Обсуждение: "Речь и сознание"

(Правила комментирования)