ЕГЭ по биологии часть С

ЕГЭ по биологии часть С

Вопросы по биологии части С — это 4 вопроса по теории и 2 задачи.

Одна задача на ДНК\РНК\белок, одна — генетическая.

Мы разберем несколько вопросов из теоретической части.

При ответе на вопросы ЕГЭ части С надо придерживаться нескольких простых правил.

1) Ответ на вопрос — это не сочинение по литературе, не надо писать много, здесь важна логика. 

Представьте себе, что вопрос — это клубок ниток, чтобы ответить на вопрос, надо раскрутить этот клубок, потянув за кончик. Кончик — основная суть вопроса, а дальше надо вести логическую линию.

Давайте рассмотрим это на следующем примере.

ЕГЭ по биологии задание С4:

ЕГЭ по биологии часть С

«Кончик ниточки» здесь — понятие «болото». Что такое болото? Стоячая вода. Раскручиваем логически клубок дальше. Что значит «стоячая»? Нет притока свежей воды извне, и эта никуда не уходит. У нас замкнутая мини-экосистема.

Зачастую в болотах вода зацветает. Что значит «зацветает»? Обили водорослей — как одно-, так и много-клеточных. Водоросли — это растения, а растения — это продуценты — они стоят в начале любой пищевой цепи или пирамиды.

В болоте всегда много консументов самых различных порядков- насекомые, птицы, звери… Чем больше видов, тем устойчивее экосистема.

Болото невозможно представить себе без самых различных грибов и бактерий — редуцентов — а ведь именно они перерабатывают органические вещества в неорганические и возвращают их в биосферу.

2) Следующий важный момент при ответе на вопрос — это «ключевые слова». Ключевые слова — это биологические термины. Мы можем  написать «растения производят органические вещества», но лучше использовать термин «продуценты». В нашем случае это:

  1. замкнутая экосистема,
  2. вид (устойчивость экосистемы),
  3. продуценты,
  4. консумены,
  5. редуценты

В среднем при ответе на вопросы части С нужно использовать 4-5 ключевых слов.

 Рассмотрим еще один пример - описание живого организма.

ЕГЭ по биологии задание С1:

ЕГЭ по биологии часть С

1) Определяем тип дыхания организма — какие вещества он поглощает из окружающей среды и какие выделяет.

Например, наша тесная взаимосвязь с растениями состоит в том, что мы дышим кислородом — веществом, которое растения выделяют в процессе дыхания, и наоборот — они поглощают углекислый газ, который мы выделяем.

 2) Определяем тип питания организма — продуцент \ консумент \редуцент, тем самым определяем его место и значение в пищевой сети. Проще говоря, чем (или кем) он питается и для кого сам служит пищей.

3) Значение организма для «неживой природы» — обогащают ли почву или наоборот, истощают ее, способствуют расселению растений или уничтожают их…

4) Необязательный пункт — роль в жизни человека.

Теперь все вышеперечисленное применяем к лишайникам.

Ключевыми словами будут:

  1. симбиоз,
  2. продуцент (+ фотосинтез),
  3. редуцент,
  4. индикаторы химического загрязнения среды,
  5. «пионеры» биоценозов.

 

Как видите, задания части С несложные, не надо писать целое сочинение на заданную тему, не надо углубляться в детали ( в случае вопроса про лишайники не надо детально описывать их строение и все виды размножения).

Все, что нужно — четко вести логическую линию ответа на поставленный вопрос и использовать ключевые слова -термины.

Обсуждение: "ЕГЭ по биологии часть С"

  • Мария:

    Здравствуйте, Лолита Витальевна.
    У меня к вам такой вопрос по биологии, задача с6:
    При скрещивании растения томата с красными шаровидными плодами (доминантные признаки) с растением, имеющим жёлтые грушевидные плоды (рецессивные признаки) получили потомство, половина которых имела красные шаровидные плоды, а вторая половина — жёлтые грушевидные. Определите генотипы родителей и потомков. Укажите, какой закон наследования проявляется.
    1) Я  написала, что А — красные, а — жёлтые. В — шаровидные, b — грушевидные
    2) Составила схему скрещивания:
     P. AaBb x aabb
     G. AB Ab aB ab    ab
     F. AaBb aabb Aabb aaBb             
    Какой закон наследования проявляется? Сначала я написала, что это анализирующее скрещивание.  Но в ответе указано, что это закон независимого наследования неаллельных генов, но ведь закон независимого наследования отражается тогда, когда обе пары гомозиготны по обоим признакам, так ведь?

    • Лолита Окольнова:

      Добрый день!
      Анализирующее скрещивание — это не закон. Это способ определения генотипа особи.
      При дигибридном скрещивании всегда проявляется закон независимого наследования признаков (точнее, его следствие). Если признаки очень разные (например, цвет и рост), то они неаллельные.
      Если в задачи даны гетерозигтные органзмы, то это либо второй закон Менделя, но там четкое распределение: фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1, либо третий закон и следствия из него

      • Мария:

         А у меня ведь одна особь гетерозиготна, а вторая гомозиготна. Это всё равно будет относиться к третьему закону?

        • Лолита Окольнова:

          да, тут логическая цепочка такая:
          1) особи дигибридны, значит, это либо второй, либо третий закон Менделя.
          2) если есть расщепление по фенотипу 3:1, по генотипу 1:2:1 — это второй закон,
          любые другие варианты — 3 закон

          • Мария:

            Спасибо за пояснение!

          • Лолита Окольнова:

            всегда пожалуйста! :)

  • Мария:

    Здравствуйте, Лолита Витальевна.
    Давно к вам не заходила.
    В тестах 2013 года, задание с4  в основном содержит задание на эволюцию растений или животных. Скажите как правильно оформить развёрнутый  ответ. Например, нужно описать основные этапы эволюции кровеносной системы хордовых животных.

    • Лолита Окольнова:

      Добрый день! Рада вас видеть на блоге ! :)
      Нужно рассмотреть эволюцию кровеносной системы от ланцетника и рыб до человека по параметрам:
      1) замкнутость\незамкнутость
      2) 1 или 2 круга кровообращения
      3) строение сердца: сколько предсердий и желудочков и есть ли перегородка — соответственно, смешивается или нет кровь, следовательно, тепло- или хладнокровность

      • Мария:

        Спасибо за помощь.
        Как я понимаю, нужно отвечать блоками и по существу, удобно, в общем-то)

        • Лолита Окольнова:

          нужно структурировать ответ, нужна логическая последовательность, нужны ключевые слова — вот здесь пример того, как надо писать ответы: http://distant-lessons.ru/ege-po-biologii-chast-s.html

(Правила комментирования)