Задачи на избыток и недостаток

Задачи такого типа (точнее, это может быть даже не самой задачей, а частью задачи) есть в части С ГИА, они входят в часть С ЕГЭ, теперь они появились и в части B.

Задачи на избыток и недостаток

задачи на избыток недостаток

 

Классический пример задачи на избыток и недостаток.

 

Этапы решения задачи:

 

1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

 

Cu + Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

 

2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

 

n(Cu) = m\Ar =3.2 г \ 63.5 г\моль = 0,05 моль

 

m(Hg(NO3)2) = m\Mr = 20 \ 324 = 0,06 моль

 

3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:

 

Cu  +  Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

0,05 моль     0,06 моль

 

по уравнению реакции меди и нитрат ртути реагируют 1:1, значит, их количество моль тоже должно быть одинаковым

 

0,05 моль   <  0,06 моль — медь в недостатке

 

Задачи на избыток и недостаток всегда решаются ПО НЕДОСТАТКУ

 

Почему по недостатку? Это аналогично вопросу — «сколько целых яблок можно сложить из 5 половинок? «

 

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:

 

Cu  +  Hg(NO3)2 → Hg + Cu(NO3)2

0,05 моль   ——>  0,05 моль

 

m(Hg)= n*Ar = 0,05 моль * 200 г\моль = 10 г

 

______________________________________________________________________________________

 

 Пример задачи на избыток и недостаток,

где вещества в другом соотношении:

 

Задачи на избыток и недостаток

 

те же самые этапы решения:

 

1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

 

2N2 + 5O2 = 2N2O5

2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

n(N2 ) = m\Mr = 14\28=0.5 моль

n(O2) = m\Mr =16\32=0.5 моль

 

3. Сравниваем количество моль веществ и определяем недостаток:

 

2N2 + 5O2 = 2N2O5

0.5  моль  0.5 моль

 

в этом уравнении все не так очевидно, как в предыдущем, поэтому нужно просто прикинуть:

 

  • если считать по азоту (0.5 моль), то по соотношению коэффициентов (2:5) кислорода должно быть в 2.5 раза больше, т.е. (0.5*2.5) 1,25 моль, а у нас только 0.5, значит, O2  в недостатке;
  • если бы количество моль азота оказалось бы меньше, значит, считали бы по азоту

 

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль, соответствующему недостатку:

 

m(N2O5) = n*Mr = 2* 0.5\5  моль * 108 г\моль = 21 г

 

______________________________________________________________________________________

 

Есть задачи, очень похожие на задачи избыток-недостаток,

но это задачи на кислые и основные соли:

 

Задачи на избыток и недостаток

 

1. Записываем уравнение реакции и уравниваем его:

 

здесь у нас возможно 2 варианта — образование средней и кислой соли:

 

CO2 + 2NaOH → Na2CO3 + H2O

CO2 + NaOH → NaHCO3

 

2. Находим количество моль тех веществ, массы которых нам даны в условии:

 

n(CO2 ) = V\22.4 л\моль = 24.9 \ 22.4 = 1,11 моль

 

n(NaOH)= m\Mr = 44.4\40 = 1,11 моль

 

т.к. количество моль веществ одинаково, то делаем вывод, что реакция протекает по схеме образования кислой соли:

 

CO2 + NaOH → NaHCO3

 

4. Вычисляем массу продукта по количеству моль: 

 

m ( NaHCO3) = n*Mr = 1,11 * 84 = 93,24  г

 

______________________________________________________________________________________

 

Задачи на избыток и недостаток не трудные, зачастую они являются частью более сложных задач, поэтому все, что нужно сделать, это натренироваться — порешать как можно больше таких примеров, внимательно уравнивая и работая с коэффициентами.

 

Обсуждение: "Задачи на избыток и недостаток"

  • Viktoria says:

    Во второй задаче не совсем понимаю, почему азота в недостатке. Если кислорода должно было бы быть в 1,25 раз больше. 

    • Лолита Окольнова says:

      Кислорода в 2.5 раза больше (соотношение 2:5).
      Кислорода дано по условию задачи 0.5 моль, что явно меньше, чем 0.5*2.5

      • Тома says:

        здравствуйте) не будет ли вам в тягость составить для меня 2 задачи на избыток и недостаток) первую задачу по теме: аминокислоты , а вторую по теме: углеводы. заранее благодарна

        • Лолита Окольнова says:

          составить? 🙂 первый раз такую просьбу вижу…
          Да вы и сами себе составить можете… они же простые
          1) при взаимодействии 100 г аминоуксусной кислоты с 100 г карбоната натрия выделился газ. Найти объем
          2) 50 г глюкозы провзаимодейств. с 50 г пентозы. Определить мсассу образовавшегося углевода

  • Viktoria says:

    Прошу прощения, Лолита, но никак не могу понять, почему азота в недостатке??  По реакции нужно взять 2 моль азота и 5 моль кислорода. Но взяли 0,5 моль азота, что должно было бы соответствовать 1,25 моль кислорода. Но кислорода, по условию задачи, взяли 0,5 моль. Значит, кислорода взяли в недостатке?

    • Лолита Окольнова says:

      Все! Я поняла про что вы! да, вы правы, там опечатка, сейчас исправим!

    • Лолита Окольнова says:

      Спасибо большое, что обратили внимание!

  • Viktoria says:

    Скажите еще, пожалуйста, если считаем по кислороду, которого взяли в недостатке, тогда оксида азота получится в 2,5 раз меньше, т.е. 0,2 моль (и соответственно масса другая)?

  • Александр says:

    Лолита Окольнова,Здравствуйте. Я прорешал все задачи . И мне кажется , что во второй задаче ошибка. Т.к. нужно умножать 108 г/ моль на 0,4 моль, а не на 0,2.
    Спасибо за внимание .

    • Лолита Окольнова says:

      Доброго времени суток! Тамам соотношение 5 :2, значит, будет 0.5 моль к 0.2 моль. 0.2 — правильно. Откуда вы взяли число 0.4?

      • Татьяна says:

        С решением этой задачи всё понятно, но вопрос по уравнению. Разве может азот с кислородом образовать свой высший оксид?

        • Лолита Окольнова says:

          Чтобы прямо так на прямую — нет. Обычно максимум, до чего горит азот- это NO2? но в задачах ЕГЭ такое уравнение встречается

  • Александр says:

    Здравствуйте!В задаче на оксид азота определили,что О2 в недостатке ,значит количество N2O5 рассчитываем по нему,отсюда m(N2O5)=nN2O5*M=2nO2/5 *M=2*0,5/5 *M=0,2*108=21.
    В чем я ошибаюсь?Спасибо!
    NB,Ps.Ваш сайт просто супер-!

    • Лолита Окольнова says:

      Добрый день! Да, там ошибка закралась — исправили! Спасибо, что обратили внимание!
      И спасибо за добрый отзыв — очень приятно! 🙂

  • Юля says:

    Здравствуйте! А как ешать задачи, если найденное колличество моль данных веществ не одинаковое, как в 3 примере, а разное?

    • Лолита Окольнова says:

      Если количество моль веществ разное, то это задачи на избыток — недостаток. Решаются по недостатку

(Правила комментирования)